Суббота, 18.05.2024, 16:42


Главная
Регистрация
Вход
Мой сайт Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июнь » 24 » Восточный путь
18:02
 

Восточный путь

Юрий ВЕТРОВ

| Фото автора и фирмы Nokian

«Северный путь» — так с латыни переводится Vianor, название сети фирменных шинных центров Nokian. Теперь под этим брендом начали продавать легкосплавные колеса, сделанные… в Китае! Неужели придирчивых финнов устраивает китайское качество? И я отправился не северным, а восточным путем — на завод Wanfeng Auto Wheel, что в трехстах километрах к юго-западу от Шанхая в провинции Чжэцзян.

Франк Чен, президент компании Wanfeng Auto Wheel, превратившейся в конце 2006 года из частного семейного предприятия в открытое акционерное общество, обучался в Лондоне и питает к Туманному Альбиону самые теплые чувства. На заводе поговаривают, что неудачная идея продвигать колеса в Англии под китайским брендом ZCW была его личной инициативой

Гигантские небоскребы, причудливое переплетение многоуровневых развязок, подсвеченные всеми цветами радуги теплоходы и скоростной поезд Malev, который переносит тебя из современнейшего аэропорта в город со скоростью 430 км/ч всего за семь с половиной минут, — богатый Шанхай производит неизгладимое впечатление. Но стоит свернуть с центральных улиц — и блеск бизнес-центров сменяет нищета лачуг. Такое же ощущение и по дороге от Шанхая до Нинбо: на шикарном автобане среди новеньких иномарок еле тащатся навьюченные обшарпанные грузовики. А что скрывается за пышным, словно императорский дворец, фасадом заводоуправления Wanfeng Auto Wheel?

Визуализация механических напряжений в колесе, безусловно, наглядна, но китайские инженеры также пользуются и «дедовскими» методами расчетов: бумажный чертеж, таблицы из справочников и обыкновенный калькулятор
Высокие технологии по-китайски: из подвешенного на кран-балке ковша с расплавом окислы удаляют вручную простым черпаком и складывают в покосившуюся тележку. Зато колеса
на ней — легкосплавные!

Это лишь часть огромного холдинга, производящего помимо колес еще и клапанные крышки, ступицы рулевых колес и другие литые детали, а также оснастку для литейного производства, металлорежущие станки и другое производственное оборудование. Сегодня холдинг Wanfeng Auto входит в сотню ведущих компаний Поднебесной, а начиналось все как маленькое предприятие семьи Чен в 1982 году (наподобие наших кооперативов конца восьмидесятых), когда в Китае был одобрен закон о предпринимательстве. Франк Чен, нынешний глава семейного клана, а заодно и президент Wanfeng Auto Wheel, с улыбкой вспоминает, как десять лет назад никто из его братьев не верил в успех затеи с колесами — они ведь занимались станкостроением. Но в сентябре 2001 года были отлиты первые диски, через два месяца открыт завод в портовом городе Вэйхае, а еще через два с половиной года — в Нинбо. Сначала колеса под брендом ZCW шли только в местные магазины запчастей, а уже в том же 2001 году был подписан первый контракт на конвейерные поставки колес на китайский завод Peugeot-Citroen. И с каждым годом список клиентов-автогигантов только расширялся: Hyundai-Kia, General Motors, Toyota, Volkswagen… В 2006 году Wanfeng Auto Wheel даже начал поставки колес на конвейеры BMW, как утверждает Франк Чен, в том числе и в Германию — настолько высоким было качество.

Наш провожатый по заводу — Евгений Замыцкий, директор по закупкам тольяттинской фирмы Слик, прославившейся своими коваными колесами, в том числе и для автомобилей Кубка Лада и Lada Revolution. При чем тут Слик? Оказывается, дизайн колес Vianor финны заказали в Тольятти! Хотя сотрудничество финнов с тольяттинцами пока ограничивается только этим проектом.


Условия труда в «литейке» — хуже не придумаешь: рядом с раскаленной печью (температура внутри достигает 1000°С) стоит невыносимая жара, а в воздухе, похоже, представлена вся таблица Менделеева. Но тяжелую заслонку
печи рабочие открывают вручную

— Из предложенных нами пятидесяти вариантов дизайна финны отобрали семь, — поясняет Замыцкий, пока мы идем по конструкторскому бюро из 115 инженеров. — А китайцы начали работать с готовым рисунком, оптимизируя радиусы сопряжений и проверяя колесо на прочность. На компромиссы они не идут: проблема все равно выявится этажом ниже — там беговые барабаны, станок для испытаний изгибом во время вращения и гидромолот, удар которого имитирует стандартный наезд на бордюр на скорости 60 км/ч под углом 30°…

На экранах вертятся трехмерные модели колес: зоны концентрации напряжений обозначены красным. А рядом с монитором у каждого инженера лежат бумажные чертежи, справочные таблицы и калькулятор. Как не вспомнить залы вазовского НТЦ, где до сих пор значительная часть работ делается по старинке — с помощью линейки и карандаша!

Мы идем между стопок готовых колес, заготовок и алюминиевых слитков (их поставляет из Объединенных Арабских Эмиратов компания Dubai Aluminium), перемежающихся с горами стружки. И вот — святая святых, литейный цех. В гигантских печах в расплав алюминия добавляют кремний, титан, стронций и магний, затем рабочие вручную открывают заслонки и сливают его в огромные ковши, из которых большими черпаками снимают с поверхности «зеркала» окислы — как кухарка пену с бульона. Затем расплав загружают в литьевую машину, где он под избыточным давлением в 1—2 атм заполняет разборную пресс-форму. Выемка и охлаждение готовой отливки в ванночке с водой, удаление облоя и первичная мехобработка производятся вручную. Но все диски после этого проходят рентгеноскопию — около 8% заготовок на данном этапе уходят обратно на переплавку.

А бездефектные болванки отправляются в печь, где они нагреваются до 300оС, а затем медленно охлаждаются (в течение шести часов) — так с отливок снимают внутренние напряжения. Потом — финальная механическая обработка, шлифовка вручную и покраска. Любопытно, что перед покрасочной камерой производится промежуточный контроль качества. И как! Десятки рабочих опускают колеса в подсвеченный изнутри прозрачный «аквариум» и в течение пары минут очень внимательно их рассматривают.

— Микротрещины обязательно будут пузыриться! — утверждает старший участка.

А сразу за «аквариумами» — обычный шиномонтажный станок. На нем трое (!) рабочих проверяют дисбаланс и биение неокрашенных колес. А вот «автомат» для контроля этих же параметров у готовых дисков почему-то бездействует…

Тем не менее качество китайских колес удовлетворяет Volkswagen, BMW и Nokian. А себестоимость их мала, даже несмотря на относительно высокую зарплату: литейщик в месяц получает 4000 юаней, или $570, слесарь — 3000 юаней, или $430. Китайцы работают без отпусков по шесть дней в неделю, а когда «горит план», то и по семь.

— Раньше компания Слик сотрудничала с Тайванем, — признается Евгений. — Но здешние колеса обходятся в полтора раза дешевле…

Интересно, что китайцы пытались не только закупать алюминий в России, но и наладить производство своих колес на двух заводах, K&K и КрАМЗ, в Красноярске. Отказались. Говорят, в России не производят высокотемпературный отпуск металла и, стало быть, не обеспечивается требуемое качество. Хотя завод K&K, как и Wanfeng Auto Wheel, имеет сертификат ISO/TS 16949, подтверждающий эффективность производственной системы обеспечения качества. А интерес промышленников из Поднебесной к российским линиям ковки (или, как говорят специалисты, изотермической штамповки) быстро иссяк по экономическим причинам.

— Десять миллионов долларов за оснастку. Она не окупится никогда! — возмущается Франк Чен. — Наша литьевая пресс-форма в тысячу раз дешевле, и ее хватает на 20 тысяч отливок. Нет, заниматься коваными колесами в обозримом будущем мы не будем.

Средствами индивидуальной защиты (наушниками и прочим) на заводе пользуются лишь избранные, например эта бригада, удаляющая литейный облой. Хотя слушать непрекращающийся грохот и вдыхать гарь вынуждены почти все рабочие без исключения Производимые в Китае колеса Vianor имеют ширину от шести до восьми дюймов, посадочный диаметр от 15 до 19 дюймов и семь вариантов дизайна спиц

Впрочем, ковка китайцам особо не нужна, ведь они даже не пытаются претендовать на эксклюзивность, как немецкая фирма BBS или итальянская OZ. Здесь главная цель — массовость. В прошлом году на Wanfeng Auto Wheel выпустили шесть миллионов колес — вчетверо больше, чем наш K&K. План на этот год — десять миллионов колес. И расширение идет в основном за счет привлечения новых брендов, например таких, как Vianor.

Ведь под «родной» маркой ZCW китайские колеса в Европе «не пошли», несмотря на десятки миллионов евро, инвестированных в собственную дилерскую сеть в Англии. Возможно, судьба колес из Поднебесной с российским дизайном и под финским брендом Vianor сложится удачнее. Ведь покупают же во всем мире компьютеры HP и телевизоры Sony, хотя на них также стоит клеймо «Made in China».


В том, что на роскошную плитку перед «дворцом» заводоуправления Wanfeng Auto Wheel может заехать даже обшарпанный погрузчик, нет ничего удивительного. Это Китай…

Просмотров: 147 | Добавил: jusitis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz