Суббота, 18.05.2024, 17:27


Главная
Регистрация
Вход
Мой сайт Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Сентябрь » 16 » Шпион Золотой Орды в этих краях
10:41
 

Шпион Золотой Орды в этих краях

Часть 1

Часть2

Часть3

Ну и еще одна цитата по теме:» Н.М.Карамзин (1766—1829) в I томе «Истории государства Российского», в главе II «О славянах и других народах, составивших государство Российское», опираясь на сведения европейских путешественников XIII в. Юлиана, Плано Карпини и Гильома де Рубрука, пишет, что «башкиры живут между Уралом и Волгой. В начале язык у них был венгерский. Потом они отюречились. Башкирцы говорят ныне языком татарским: надобно думать, что они приняли его от своих победителей и забыли собственный в долговременном общежитии с татарами» (М., 1989. С. 250).»
А вот название «Иштяк»,бытующее и у Сибирских татар,в эти края возможно этими Сибирскими татарами и было привнесено.Известно что Табынсы-Сибирские татары в 15-16 веках массово переселились на территорию нынешней Башкирии.Да и «Башкирские» восстания 17 века,это по сути восстания возглавляемые потомками Сибирского хана Кучума.(см. Заки Валиди.»Воспоминания»)
А ДАЛЬШЕ ТО, ЧТО?
А дальше, скорее всего, происходило вот что. Часть оставшихся в Приуралье и Западной Сибири угров в 14-16 веке действительно тюркизировалась. «Виноваты» в этом были ногайские татары, кому эти края с 14 века и принадлежали (Золотая Орда, видите ли), а часть угров, все-таки осталась уграми. Или угро-финской, если быть точнее. Чтобы не быть голословным, надо бы конечно «найти« народ, или народы, которые родственны венграм и живут или жили совсем в недалеком прошлом в этом регионе (это в отношении нетюркизированных угров). Кто же это может быть? Должно же остатся что-то от материальной культуры «древних мадьяр» - башгирд-башджирд. Конечно же, остались.
Вот цитата с популярного ресурса «Этноград»:
«Угорская группа Уральской языковой семьи объединяет три языка: ханты, манси и венгерский».
Ханты и манси - автохтонные народы Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Численность манси - около 11 тысяч человек, тогда как хантов насчитывается более 28 тысяч. Наиболее многочисленный угорский народ - венгры (14,5 млн. по миру).
Этнонимы манси и ханты переводятся с соответствующих языков, как "человек". Ранее в русском языке манси называли вогулами, а хантов - остяками. А вот откуда возникло само слово остяк, можно, наверное, только предположить. Скорее всего, русское наименование хантов «остяк» - заимствовано из тюркских языков (сравните: сибирско-татарском «иштяк», казахском «истяк», киргизском «истэк» - иноплеменник).



Чтобы не приводить неоправданно длинных цитат из «умных» книг, думаю, этого достаточно. Специалистам также хорошо известно и то, что после распада угорского союза в 6 веке, часть угров переместилась на запад - в бассейн Камы, точнее в верховья Камы. А привел я эти известные факты лишь потому, чтобы неискушенный читатель не обвинил меня в непоследовательности и нелогичности. По вышеприведенному, думаю, можем с чистой совестью, вслед за историками, заключить - «родственники» венгров, оставшиеся в Magna Hungaria-Великой Венгрии - это ханты и манси, т.е. вогулы и остяки. А что же стало с теми из них, кто примерно в 6-7 веках переместился «немного» на запад, в верховья Камы и попал в описание европейских и арабских путешествинноков и тюркизировался в 14-16 веках?
А ничего не стало…Вернее, в русские источники того времени они так и попали - как остяки или иштяки (рвущееся на восток русское государство их прекрасно отличало от татар Ногайской орды и так и называло нетюркизированных хантов-остяками). Хотя, иногда, например, у А. Курбского или у Иоанна Грозного они и названы «башгирдою». А ногайские татары вплоть до 19 века не забывали о том, что они некогда принадлежали к татарам Золотой Орды. Население же Ногайской орды (ногаец - в ту пору это политоним, т.е. политический термин, сознавал себя именно как татарина, что далее и попробуем обосновать). Но опять-таки, думаю, надо привести цитаты из работ авторитетных ученых или же документы.
Кстати, вот несколько цитат которые любят приводить башкирские ученые, где якобы и упоминаются «башкиры»? Они только подтверждают наши мысли. Например: "Собрался на вас царь казанский Ибрагим со всею землею: Камскою, Сыплинскою, Костяцкою, Беловоложскою, Башкирьскою" // (Полн. собр. рус. летописей. Т.8. С.156; Дополнения к актам историчексим. Т.1. С.371-389).Здесь именно перечислены земли, откуда Ибрагим набрал войско. А земли эти, входившие в политическое объединение, которое мы называем Ногайская орда, русский летописец и мог назвать Башкирьскою (маджгарды-баджгарды-башкурты-башкирцы).Тем более, что, думаем никто не слышал про народы или этносы:Сыплинцы,Беловоложцы или Костяцы…». «Башкирда», что есть в завещании Ивана Грозного сыну Федору (Дополнения к актам историчексим. Т.1.С. 371-389),тоже, скорее всего и означает лишь землю. А вот упомянутые в духовной того же Ивана 4 «Чюваша, Черемиса, Тарханы, Башкиры" ( Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. 14-16 вв. Подгот. Л.В.Черепнин. - М.-Л., 1950.) ясно показывают, что «Башкиры» это скорее сословие, как и «тарханы». Хотя в наше время с легкой подачи некоторых ученых мужей может появится и народ «тарханы». А что, упоминаются же… Немного наворовать чужой истории, немного наврать, что то приписать и переписать….
Как уже говорилось, территория восточного Закамья и Приуралье входили в территорию одного из осколков Золотой Орды под названием Ногайская Орда. Опять таки, думаю, надо привести небольшую цитату (Похлебкин В. Татары и Русь).
«Отношения между Ногайской Ордой и Русским государством (1549-1606 гг.)
Ногайская Орда значительно отличалась от остальных феодальных государств, на которые распалась в конце XV в. Золотая Орда. Обособление ногайских территорий произошло уже в середине XV в., но их окончательная консолидация в Ногайскую Орду относится к самому концу XV в. К этому времени Ногайская Орда имела своей западной границей левый берег Волги от устья р. Самары до р. Бузан в районе Астрахани, а восточной границей — правобере¬жье Верхнего Иртыша. В территорию Ногайской Орды входили бассейны рек Урала, Белой и Уфы, т.е. Оренбургский край и Башкирия».
И еще одну цитату с работы В. Трепавлова - признаного знатока этой темы: В.В. Трепавлов // Тюркологический сборник. 2003–2004: Тюркские народы в древности и средневековье. М.: Восточная литература, 2005. С. 273–311.
«Этногенез и ранняя история ногайского народа остаются во многом неизученной из-за недостатка источников. Однако даже те материалы, которыми историки располагают на сегодняшний день, позволяют с уверенностью утверждать: по происхождению ногайцы – это восточные кипчаки, а их государственное образование, Ногайская Орда XV–XVII вв., по своему территориальному положению, административному устройству, внешней политике этническому составу населения, его языку и культуре выступала непосредственной преемницей прежних кочевых империй Евразии. В историческом плане она унаследовала кочевую цивилизацию Золотой Орды».
Вот под властью этой орды и в перемешку с ногайскими татарами жило небольшое число отатаренных угров, располагаясь на территории соответствущей нынешнему северо-востоку Башкортостана, частей Челябинской области и Пермского края. Здесь позволим себе привести несколько цитат из книги Д.Б. Рамазановой "К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОВОРА ПЕРМСКИХ ТАТАР":
«По писцовым книгам М. Кайсарова от 1623/4 года на бассейнах рек Ирень, Шаква, Сылва, Тулва, Мулянка, Бырма, Сыпь и их притоков жили татары и остяки. Причем в этих писцовых книгах термины "татары" и "остяки" употреблены без какой-либо дифференциации (Шишонко, 1872: 119-150). По сообщению А. А.. Дмитриева, в писцовых книгах М. Кайсарова остяки также были разделены на 2 улуса: Карьевский улус и Рожин улус. Автор при этом высказывает мнение, что резиденция князя Амбала была расположена на этом самом Рожине. А. А. Дмитриев, видимо, опираясь на тот факт, что М. Кайсаровым термины "татары" и "остяки" употреблены без какой-либо дифференциации, писал, что татары и остяки XVI в. не отличались друг от друга. Он считал, что к XVI в. остяки успели смешаться "... с татарами и многие из них настолько ассимилировались с ними (т. е. с татарами-Д. Р.), что ... очень трудно и даже невозможно различать эти две народности...". Основными занятиями их (и татар, и остяков) были: охота, рыболовство, бортничество, имели и пашни (Дмитриев, 1893: 13 и далее).»
То есть становиться понятным ,что начавшаяся в 14 веке «отатаривание» угров,все таки к 17 веку уже завершилось и опять, цитаты из Рамазановой):
« Кстати, с этой точки зрения любопытно будет проследить как именовались в XV-XVI вв. народы интересующего нас региона в архивных источниках. Для этого можно использовать "Пермскую летопись", составленную В. Шишонко. В связи с событиями 1481 г., южные и юго-восточные соседи "Пермской страны" названы татарами, данниками Ибрагимовых. А в 1536 г. Пермь в числе других областей "страдала" от нападения "казанских татар". С 1546 г. нападающих на велико-пермские земли с юга начинают называть ногайскими татарами. Так же и в сообщениях по 1547, 1552 гг. В сообщениях от 1570 г. встречается термин ногайские люди, там же отдельно и впервые упоминаются иренские и сылвинские татары (предки нынешних пермских татар), а их южные тюркские соседи в 1572 г. впервые названы "башкирцами". Наряду с "башкирцами" там же упоминаются и буинцы (по всей видимости, имеются в виду жители бассейна р. Буй, протекающей на самом северо-западе современной Башкирской республики). Однако в грамоте царя от того же года, читаем: "черемису, остяков, вотяков и нагай, которые от нас отложились...". Последний раз в указанной "Летописи" В. Шишонко термин "ногай" по отношению к населению северо-западных районов современной Башкирии, употреблял в документе от 1581 г. В дальнейшем фигурируют "сылвинские и иренские татары" - по отношению к пермским татарам и "башкирцы" - по отношению к южным соседям пермских татар. Как видно из изложенного, слово "нагай" употреблялось в период ослабления и падения Казанского ханства, т. е. тогда, когда административная принадлежность территории южных районов современной Пермской области и северных районов современной Башкирской республики была не совсем определенной, и там действовали, видимо, люди ногайского объединения. Нечеткость в употреблении этнонимов продолжает отражаться и в документах начала XVII в.»
Именно о таких башкирцах-иштяках, скорее всего, и пишет свое донесение Статский советник Ивана Кириллов, действовавший в этих краях:
(РГАДА. Фонд-248
Кн.169.Публикацияв журнале «Эхо веков» к публикации подготовила
Дина Мустафина,
кандидат исторических наук)
«От 16 августа 1735 года [л.602] Получено 1735-го сентября 25 чрез вологоцкого полку прапор¬щика Гаврила Дмитреева 86. Правительствующему Сенату нижайшее доношение.
От 23 дня июля нижайшее доносил о ворах-башкирцах, которыя на идущия вологоцкия роты незапное нападение учинили. А ныне уведомился из Уфы, что те ж воры в Уфинском уезде чинят грабежи и разорении мно¬гим деревням, кои к их воровству не приставали: а паче служилым меще¬рякам, которыя при экспедиции в самой верности служат, также и ново¬крещеным, живущим недалеко от Мензелинска. Чего ради Правительст¬вующему Сенату в милостивое разсмотрение дерзаю донесть, каким обра¬зом их воров совершенно искоренить, а протчих впредь в надлежащем подданническом послушании иметь. А при том для лутчаго изъяснения и из посланного в Кабинет Ея императорского величества генваря от 14 дня доношения о состоянии башкирском и чем бы их и с ними живущих сходцов от времяни до времяни умалять экстракт приложил87.
В первых. Обще башкирской народ, которыя старое звание имеют "иштяк", и так их киргисцы, калмыки и иныя соседния народы поныне называют, а не "башкирцами", а башкирское название утвердили себе с то¬го времяни, как пришли в подданство российское по названию последняго их владетеля нагайского хана, которой осердясь назвал башкурт, то есть головной волк за то, // [л.602 об.] что они от утеснения казанских и си¬бирских ханов не пошли своим ханом за Яик жить. И так, приняв себе за лутчество башкирское звание, и тем старое имя загладили, а ныне уже кто б руской назвал "иштяку", не любят. А может быть и для того, что вся¬кое благополучное и покойное житие, будучи под Росийскою державою и разываючись главным волком, получили, ибо как при нагайских, так и по¬сле при казанских и сибирских ханах и при первом вступлении в российское подданство в самой мизерии были, вместо кафтанов платье имели сайгачье, вместо шапок бересту на головах носили, вместо лошадей на лыжах ясак в Казань возили, вместо хлеба всякую мертвечину ели. А пришед в росийское подданство, год от году в лутчество и в силу пришли нечем иным, но попущением к ним из Казанского и других уездов бегле¬цам селитца, коих назвали тептярами и бобылями, из которых многих под свое имя башкирское вписали, а воеводы ничего того не смотрели, толко рачили иныя ласкою, а болши озлобляя и разоряя, себя богатить и во всякия своеволства допускать, как то до самого приезду моего95 было и яв¬но в экстракте. Однако же толком" они доволства" ни имели, но то все не вменяли в милость.»
Кстати это в некотором роде созвучно с словами Н. Рычкова:
«Сей народ, по известиям от самых башкирцов, был один с нагайцами, и жили они около сибирских границ, где от сибирских ханов великия раззорения претерпевать были принуждены, и оттого на конец из своих мест под предвождением однаго своего хана, именем Тюрей, удалились и пришли в разсеяние, из коих некоторые за Яик, а другие за Волгу в степи перешли, и тамо жилище свое имели. Нынешние башкирцы, будучи еще под именем нагайцов, отдалясь от них, умыслили было в прежних своих местах остаться, но за то от своих владельцов совсем были разграблены и раззорены, и пропитание свое имели с крайнею нуждою зверем и рыбою, когда они от удалившихся от них нагайцов и имя «башкурт», то есть главной «волк», или «вор», в поругание свое получили В таком бедном состоянии достались они сперва казанским и сибирским ханам, которые их еще в большее раззорение привели и несносными податьми обложили.»
(Н. Рычков» История….)



Просмотров: 317 | Добавил: jusitis | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz